Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

Об изменениях в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Уважаемые члены Ассоциации СРОО «СВОД»!

Ранее на официальном сайте Ассоциации была опубликована новость (https://www.srosvod.ru/news/2024/07/3355) о принятии в первом чтении законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
 
Ассоциация проанализировала содержание законопроекта и настоящим обращает внимание членов Ассоциации на основные изменения, которые будут внесены в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае принятия законопроекта в указанной редакции (https://sozd.duma.gov.ru/bill/633238-8).
 
1. Немедленно с момента опубликования закона вступят в силу следующие изменения:
 
1.1. Изменение формулировок в отношении страхования ответственности юридического лица:
Сейчас: Договор на проведение оценки должен содержать: сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности;
Станет: Договор на проведение оценки должен содержать: сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за причинение убытков заказчику и вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности;
 
Формулировка будет уточнена во всех нормах в которых упоминается страхование ответственности юридического лица.
 
1.2. У оценочных компаний и оценщиков появится право, по соглашению с заказчиком, ограничить размер возможных убытков, подлежащих взысканию.
"Договором на проведение оценки по соглашению сторон может быть предусмотрено, что убытки подлежат возмещению заказчику, в установленных настоящей статьей пределах.
Размер убытков, подлежащих возмещению за счет имущественной ответственности юридического лица, которое соответствует условиям, установленным статьей 151 настоящего Федерального закона, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор, может быть установлен в следующих пределах:
в случае обязательности проведения оценки объекта оценки - в размере максимальной из следующих величин: пятикратной стоимости оплаченных услуг по договору на проведение оценки или десяти миллионов рублей, но не более суммы причиненных убытков;
в иных случаях - в размере максимальной из следующих величин: двукратной стоимости оплаченных услуг по договору на проведение оценки или пяти миллионов рублей, но не более суммы причиненных убытков.
Размер убытков, подлежащих возмещению за счет имущественной ответственности оценщика, может быть установлен в следующих пределах:
в случае обязательности проведения оценки объекта оценки - в размере максимальной из следующих величин: пятикратной стоимости оплаченных услуг по договору на проведение оценки или десяти миллионов рублей, но не более суммы причиненных убытков;
в иных случаях - в размере максимальной из следующих величин: двукратной стоимости оплаченных услуг по договору на проведение оценки или пяти миллионов рублей, но не более суммы причиненных убытков".
 
1.3. Основанием проведения внеплановых проверок помимо жалоб, станут обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, наделенных властными полномочиями и так далее. В отношении таких обращений не требуется указание заявителем доводов относительно нарушения его прав действиями члена саморегулируемой организации оценщиков.
 
1.4. Будет установлен следующий порядок возмещения убытков заказчиков и третьих лиц: сначала за счет страховки оценочной компании, затем (если страховки оценочной компании недостаточно) - за счет страховки оценщика, затем (если страховок оценочной компании и оценщика недостаточно) - за счет компенсационного фонда СРО.
 
1.5. Будут признаны утратившими силу большинство норм главы «Государственная кадастровая оценка» (они на сегодняшний день фактически не применялись).
 
2. С 1 марта 2025 года вступят в силу следующие изменения:
 
2.1. Срок сдачи ежеквартальной отчетности (о подписанных отчетах об оценке) для членов СРО будет ограничен "не позднее последнего числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала" (ранее такое ограничение отсутствовало, в Ассоциации «СВОД» в настоящий момент установлен следующий срок сдачи отчетности "не позднее двадцатого числа последнего месяца квартала, следующего за отчетным кварталом").
 
2.2. Оценщики будут обязаны предоставлять в СРО информацию о вступивших в законную силу решениях о признании их отчетов недостоверными, а также предоставлять заказчику оценки информацию о том, что дисциплинарный комитет СРО установил нарушения в отчете, подготовленном для такого заказчика.
Появляется норма следующего содержания:
"Оценщик обязан:
- представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о вступивших в законную силу решениях суда, арбитражного суда, третейского суда о признании отчета об оценке, подписанного данным оценщиком, недостоверным (недействительным, составленным с нарушением требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности,  несоответствующим таким требованиям) и (или) о признании недостоверной указанной в нем стоимости объекта оценки
и (или) о возмещении убытков (имущественного вреда) в соответствии со статьей 246 настоящего Федерального закона, если такое решение вынесено по спору, предметом которого являлись отчет об оценке и (или) указанная в нем стоимость и (или) возмещение убытков (имущественного вреда), с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, реквизитов вступившего в законную силу соответствующего решения суда;
представлять заказчику информацию о случаях подтверждения в отчете в порядке, установленном статьей 24.4 настоящего Федерального закона, нарушений настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требований стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.";
 
2.3. Заказчик оценки обязан будет уведомлять оценочные компании или ЧПО, которые подготовили отчет об оценке, а также СРО оценщика, подписавшего отчет об оценке о наличии судебного спора в котором рассматривается "такой отчет и (или) указанная в нем стоимость объекта оценки", при условии, что Заказчик оценки сам является стороной спора, а оценочная компания, ЧПО или СРО не привлечены к участию в деле, а также в деле заявлено "о фальсификации отчета, либо о его недостоверности (недействительности, составлении с нарушением требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации)".
 
2.4. Обязательным требованием к оценочным компаниям станет наличие в компании не менее двух оценщиков, для которых данная оценочная компания является основным местом работы, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено (ранее в законе отсутствовало требование, что для оценщиков соответствующая компания должна быть основным местом работы).
 
2.5. Обязательным требованием к оценочным компаниям станет обязанность страховать свою ответственность на сумму не менее чем десять миллионов рублей (в настоящий момент эта сумма составляет не менее чем пять миллионов рублей).
 
2.6. Появятся дополнительные требования к оценщикам и оценочным компаниям при проведении обязательной оценки (за исключением контрактов, заключаемых по результатам закупок).
Указанные требования не распространяются на случаи заключения контракта по итогам закупок.
 
"Договор на проведение обязательной оценки, предусмотренной абзацами первым - шестым части первой статьи 8 настоящего Федерального закона* (за исключением контрактов, заключаемых по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), может быть заключен с оценочной компанией, оценщиком при их соответствии требованиям, предусмотренным настоящей статьей. Дополнительные требования к исполнителям договора на проведение обязательной оценки (оценочным компаниям, оценщикам), предусмотренной абзацами первым - шестым части первой статьи 8 настоящего Федерального закона, в котором стороной договора являются заказчики в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
* "абзацы первый - шестой части первой статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" (случаи обязательной оценки):
 
"Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц".
 
Для оценочных компаний установлены следующие требования при оценке государственного имущества:
- иметь опыт исполнения договоров на проведение оценки в течение каждого года из пяти лет, предшествующих дате заключения договора.
- иметь в штате не менее пяти оценщиков, для которых данная оценочная компания является основным местом работы, в том числе не менее двух оценщиков, каждый из которых должен соответствовать повышенным требованиям к оценщикам (будут указаны ниже*).
 
Для ЧПО установлены следующие требования при оценке государственного имущества:
- на дату заключения договора иметь опыт исполнения договоров на проведение оценки самостоятельно в совокупности не менее трех лет из пяти лет, предшествующих дате заключения договора;
- соответствовать повышенным требованиям к оценщикам (будут указаны ниже*).
 
Для оценочных компаний установлены следующие требования при оценке муниципального имущества:
- иметь в штате не менее двух оценщиков, для которых данная оценочная компания является основным местом работы, каждый из которых должен соответствовать повышенным требованиям к оценщикам (будут указаны ниже*).
 
Для ЧПО установлены следующие требования при оценке муниципального имущества:
- соответствовать повышенным требованиям к оценщикам (будут указаны ниже*).
 
*Для оценщиков установлены следующие повышенные требования:
- иметь не менее десяти отчетов об оценке, подписанных по направлению "Оценка недвижимости" , "Оценка движимого имущества", не менее трех отчетов по направлению "Оценка бизнеса", в зависимости от того какой объект оценки является предметом соответствующего договора;
- отсутствие в течение трех лет, предшествующих дате заключения договора, примененной меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществления оценочной деятельности,
не отмененной решением коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков или в судебном порядке;
- отсутствие в течение трех лет, предшествующих дате заключения договора, вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда, третейского суда, указанных в абзаце пятнадцатом статьи 15 настоящего Федерального закона (это требование будет применяться по решениям судов принятым после вступления в силу изменений в закон).
 
Оценочная компания, которая заключила договор на проведение оценки муниципального и государственного имущества, не вправе привлекать к проведению оценки оценщиков, не соответствующих дополнительным требованиям*.
 
Наличие в штате оценочной компании оценщиков подтверждается копиями трудовых книжек и (или) сведениями о трудовой деятельности в соответствии с ТК РФ.
Наличие у оценочной компании и у ЧПО опыта исполнения договоров на проведение оценки подтверждается копиями договоров и актами выполненных работ. Договоры и (или) акты, представленные оценочной компанией, должны быть датированы каждым годом из пяти лет, предшествующих дате заключения договора, при этом один из таких документов должен быть подписан не ранее чем за пять лет до даты заключения договора. Договоры и (или) акты, представленные оценщиком, должны быть датированы любыми тремя годами из пяти лет, предшествующих дате заключения договора, при этом один из таких документов должен быть подписан не ранее чем за пять лет до даты заключения договора.
 
2.7. СРО оценщиков обязаны будут представлять Росреестр информацию о расторжении и (или) заключении договора доверительного управления компенсационным фондом с управляющей компанией, информацию о расторжении и (или) заключении договора со специализированным депозитарием в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем расторжения и (или) заключения договоров.
 
2.8. СРО оценщиков обязаны будут раскрывать на сайте информацию о "количественном и персональном" составе органов управления и структурных подразделений СРО.
 
2.9. Будет установлено, что СРО не имеет права отказать в рассмотрении жалобы даже в том случае, если оценщик до поступления жалобы отозвал отчет или составил отчет в новой редакции (ряд СРО оценщиков на сегодняшний день отказывают в рассмотрении жалобы, если оценщик сообщает им, что отчет отозван, исправлен или не подписывался в такой редакции).
"О принятии жалобы, обращения к рассмотрению и начале проведения внеплановой проверки или об отказе от проведения внеплановой проверки с указанием причин такого отказа саморегулируемая организация оценщиков уведомляет лицо, направившее жалобу, обращение, в течение десяти дней с момента получения жалобы, обращения саморегулируемой организацией оценщиков. При проверке представленных заявителем фактов нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности в отчете об оценке рассмотрению подлежит отчет, указанный заявителем, по фактам, указанным в жалобе, обращении. Устранение членом саморегулируемой организации оценщиков нарушений требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности,  указанных в жалобе, обращении, до рассмотрения жалобы, обращения дисциплинарным комитетом саморегулируемой организации оценщиков, отзыв членом саморегулируемой организации оценщиков отчета, указанного в жалобе, обращении, или представление иного отчета взамен отчета, указанного в жалобе, обращении, не является основанием для отказа в рассмотрении саморегулируемой организацией оценщиков таких жалобы, обращения".
 
2.10. Дисциплинарному комитету будет предоставлено право не наказывать оценщика, если выявлены ошибки и опечатки, не отразившиеся на стоимости объекта оценки.
Согласно условиям указанной нормы Дисциплинарный комитет вправе не применять меры дисциплинарного воздействия "помимо случая", когда "не выявлены нарушения ", также в том случае, если выявлены ошибки, но они не отразились на стоимости объекта оценки. Таким образом, указанная формулировка устанавливает главное и дополнительное основание неприменения меры, что может означать, что СРО оценщиков не смогут самостоятельно устанавливать другие основания неприменения меры.
 
"Дисциплинарный комитет, помимо случая, когда по результатам проверки соблюдения членом саморегулируемой организации оценщиков требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, не выявлены нарушения указанных требований, вправе принять решение о неприменении мер дисциплинарного воздействия в случае выявления в ходе проверки технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенных членом саморегулируемой организации оценщиков при составлении отчета либо экспертного заключения на отчет, но не отразившихся на стоимости объекта оценки, определенной в отчете".
 
2.11. Решение Дисциплинарного комитета СРО оценщиков об установлении нарушений в отчете об оценке будет лишать заказчика оценки и иных пользователей отчета об оценке права ссылаться на такой отчет.
Согласно указанной норме решением Дисциплинарного комитета отчет об оценке может быть признан недостоверным (отчет будет утрачивать силу документа доказательственного значения, если Дисциплинарный комитет выявил в нем нарушения).
 
"При наличии в отношении отчета решения дисциплинарного комитета, содержащего вывод о выявленных в отчете нарушениях, указанных в части восьмой настоящей статьи, заказчик оценки и иные пользователи отчета не вправе ссылаться на такой отчет в отношениях с третьими лицами".
Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.