Постановка на учет физического лица в налоговом органе в качестве оценщика, занимающегося частной практикой
Согласно пункту 41 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об оценщиках, занимающихся частной практикой, – членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
В соответствии с пунктом 6 статьи 83 Кодекса постановка на учет занимающегося частной практикой оценщика осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Кодекса. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет занимающегося частной практикой оценщика в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органом, указанным в статье 85 Кодекса, и в тот же срок обязан выдать (направить) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 84 Кодекса).
Применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» оценщиком, занимающимся частной практикой
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон № 422-ФЗ) применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 Закона № 422-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 422-ФЗ объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом в соответствии с подпунктом 12 части 2 статьи 6 Закона № 422-ФЗ доходы от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности не признаются объектом налогообложения.
В этой связи при осуществлении оценочной деятельности физическое лицо (оценщик) не вправе применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов, полученных от указанной деятельности.
Ставка налога на доход физических лиц
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со статьей 227 Кодекса.
В этой связи, оценщики, занимающиеся частной практикой, обязаны самостоятельно производить исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 227 Кодекса. В отношении указанных доходов оценщиков, занимающихся частной практикой и являющихся налоговыми резидентом Российской Федерации, ставка НДФЛ установлена в размере 13 процентов. При этом, согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса указанные лица имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Применение упрощенной системы налогообложения
На основании статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения (далее - УСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Перечень условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН, определен пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса.
Указанный пункт запрета на применение названной системы налогообложения оценщиками, занимающимися частной практикой, не содержит.
Страховые взносы
Статьей 419 Налогового кодекса определено, что оценщики, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов. Исходя из положений части 1 статьи 430 Кодекса, данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщиков, занимающихся частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.
В случае если оценщик совмещает частную практику и предпринимательскую деятельность (не работодатель), то такой плательщик уплачивает страховые взносы как единый субъект правоотношений, независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям, однократно уплачивает фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размерах, установленных пунктом 1 статьи 430 Кодекса, независимо от количества видов осуществляемой деятельности, и доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 % с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период (но до определенной предельной величины, определяемой как восьмикратный фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленный абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса). При этом если плательщик в течение расчетного периода снимается с учета в налоговом органе по одному из оснований и уплачивает в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 432 Кодекса страховые взносы в фиксированном размере по прекращенной деятельности, но продолжает осуществлять иную предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса деятельность, то сумма страховых взносов, подлежащая уплате по итогам расчетного периода в фиксированном размере, определяется как разница между суммой страховых взносов в фиксированном размере, установленной статьей 430 Кодекса за расчетный период и суммой страховых взносов в фиксированном размере, уплаченной за период деятельности, прекращенной в расчетном периоде.
Информационные материалы:
- Информационное письмо ФНС России от 07.08.2020 № КВ-4-14/12729@ (источник: https://smao.ru/, дата публикации: 07.08.2020 г.).
- Частнопрактикующий оценщик и страховые взносы (источник: https://www.srosvod.ru/, дата публикации: 27.02.2019 г.).