Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

Как проверить компанию на адекватность тарифов и цен?

При анализе действующего бизнеса оценщику важно понимать, на каком рынке ведет деятельность оцениваемая организация: на зрелом или формирующемся. Исходя из этого можно определять адекватность установленных цен и тарифов. Как это делать — рассказывает Сергей Балакирев, директор медийного агентства AMG, член Совета Гильдии маркетологов.

Etapyi-zhiznennogo-tsikla-tovara В маркетинге есть такое понятие «жизненный цикл товара» или жизненный цикл рынка (от зарождения до спада). Чем более зрелый, сложившийся рынок, чем более унифицирован товар, тем лучше разбирается в нем клиент. Вот вы четко знаете, сколько может стоить литр молока или килограмм свинины. Это пример зрелого рынка. А вот, допустим, можете ли вы четко сказать, какая справедливая цена за салатный набор? Нет. Это формирующийся рынок.

Рынок недвижимости — тоже зрелый рынок. Попробуй подними цену на свой товар выше, чем среднерыночная — тебе сразу же прилетит ответ — уменьшение продаж. Потому что есть некий сложившийся диапазон цен на квартиру эконом-, комфорт- и бизнес-класса. И «выпрыгивая» за него, застройщик должен очень сильно постараться, чтобы убедить покупателя, что он лучше других.

Другое дело, если у твоего товара есть какое-то ноу-хау или есть раскрученный бренд — тогда да, за бренд ты можешь снимать премию. Есть примеры, которые показывают, что бренд может добавлять 200% к стоимости товара. Самый простой и понятный всем пример — это Киндер Сюрприз. Держит цену в 1,5-2 раза выше, чем аналоги. Кстати, если у компании есть свой раскрученный бренд — значит, стоимость самой компании будет выше. Это оценщик должен учитывать.

А есть рынки, которые только развиваются. Раньше нам хватало дегтярного мыла, потом — шампуня. А сейчас есть и кондиционер, и сухой шампунь, и масло, которое нужно нанести на мокрые волосы. Я четко понимаю, сколько должен стоить шампунь, а вот насчет масла я не уверен. Когда новинка только-только появилась на рынке, ты можешь снимать любую премию, зависит только от тебя, насколько ты докажешь, что твой товар классный и он стоит этих денег.

В экономике есть такое понятие «эластичность спроса по цене». Ты берешь и пробуешь: подниму-ка я цену на 10% - спрос остался тем же. Хорошо, поднимаю еще. На 20% поднимаю — чуть падает спрос, но та маржа, которую я получаю за сделку, позволяет мне спокойно пережить это падение спроса на 5%. Я продолжаю поднимать. С ростом цены будет падение спроса. Но компенсируют ли мои доходы это падение? Пока компенсируют, конечно, цену надо поднимать. Как только перестают компенсировать — вы достигли пика цены на свой товар.

Есть некоторые рынки, где пока непонятно, какой же может быть справедливая цена за товар. Есть набор салата марки «Белая дача» — набор травы, у нее себестоимость — крайне невелика, а стоила раньше она в магазине 80 рублей. И в 2014 году пакет этой травы протестировал отметку в 120 рублей. Дальше — больше. Это нонсенс. Все стали поднимать цены, и они решили протестировать рынок: будут брать или нет. Рынок салатов не был сформирован, не было конкурентов, которые бы предлагали аналогичный по потребительской ценности продукт, поэтому они могли экспериментировать с ценой. Чем более зрелый рынок, тем меньше место для маневра ценой.

Поэтому оценщик в данном случае анализирует цены, сравнивает их со среднерыночными, учитывая при этом, есть ли возможность для повышения цены (рынок зрелый или еще развивается) и оценивает риски таким образом: «Ценовая политика ООО «Рога и копыта» соответствуют среднерыночным показателям, следовательно, степень риска по фактору уровня установленных тарифов оценивается как «средний». Или наоборот: установленные цены значительно выше среднерыночных, поэтому риск оценивается как «низкий».

Оценка бизнеса. Методика Deloitte & Touche

Фактор риска Степень риска
низкая средняя высокая
Уровень установленных тарифов и цен Цены выше среднеотраслевого уровня
(1 балл)
Цены на среднеотраслевом уровне
(2 балла)
Убытки от основной деятельности
(3 балла)
Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.