8-800-333-87-38
Бесплатно по РоссииНедавно Конституционный суд РФ защитил права местных властей в спорах о кадастровой стоимости участков, расположенных на территории муниципальных образований, но находящихся в собственности иных лиц или организаций. Теперь они могут повлиять на ситуацию, от которой напрямую зависит наполняемость бюджета.
Напомним суть проблемы. Как известно, кадастровая оценка является базой для расчёта земельного налога. А это один из основных источников пополнения муниципальных бюджетов. Однако сегодня у собственника есть возможность провести переоценку земли, естественно, в сторону существенного уменьшения кадастровой стоимости, а затем добиться судебного решения, закрепляющего результаты переоценки. Понятно, что ущерб от таких действий несут муниципальные бюджеты. Причём ущерб непредсказуемый. Ведь параметры бюджета закладываются в конце предыдущего года, и они, разумеется, не могут учесть, сколько собственников земельных участков захотят “оптимизировать” налогообложение. В итоге получается, что выполнение многих задач, определённых бюджетом, оказывается под угрозой. Таким образом, органы местного самоуправления напрямую заинтересованы в том, чтобы отстаивать в судах свои интересы. Однако до сих пор из-за несовершенства законодательной базы муниципалитеты не могли выступать в качестве стороны в суде. Эту странность и исправил КС РФ в своём постановлении.
— Конституционным судом РФ (Постановление Конституционного суда РФ от 05.07.2016 № 15-П) решён вопрос о праве органов местного самоуправления оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в отдельных случаях, — пояснила нам суть этого постановления заместитель руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска Ирина Тюрина. — Суд признал не соответствующим Конституции РФ положение части первой статьи 24.18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка. Подчеркну, что речь идёт именно об участках, не находящихся в собственности муниципального образования, но расположенных на его территории.
Одновременно суд признал не противоречащим Конституции РФ положение части первой статьи 24.18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, устанавливающее общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости. Этот порядок предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
Это постановление КС РФ является чрезвычайно важным для Красноярска, поскольку позволяет защищать права и законные интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Нюанс:
Постановление Конституционного суда в случае с оспариванием кадастровой оценки не является нормой прямого действия. Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Источник: http://gorodskoyportal.ru