8-800-333-87-38
Бесплатно по РоссииОрганы местного самоуправления (МСУ) вправе оспаривать в суде кадастровую оценку земель в частной собственности, решил Конституционный суд (КС). Этого добивалась администрация Братска, считавшая, что запрет на это (ч. 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности) нарушает право муниципалитетов на судебную защиту. КС признал норму частично не соответствующей Конституции, но уточнил, что это касается случаев, когда стоимость земель была «существенно» занижена, так как это может повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. При этом критериев существенного снижения КС не дал.
Власти Братска добивались пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ОАО «Группа Илим». Он был оценен в 7 млрд руб., но комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости снизила ее почти в 15 раз после обращения компании. Результаты пересмотра местная администрация оспорила в суде. Суды, сославшись на ч. 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, решили, что у заявителей нет права подавать подобные иски, так как земля находилась в частной собственности.
По мнению администрации города, подход судов не соответствует ст. 133 Конституции о праве местного самоуправления на судебную защиту. Власти обращали внимание, что кадастровая стоимость земель «Группы Илим» в результате пересмотра была занижена, а новый пересмотр позволил бы администрации повлиять на размер налоговой базы по земельному налогу (см. здесь).
Порядок пересмотра кадастровой стоимости земельного участка должен быть ограничен законом, признал КС. В противном случае размер стоимости и основанные на ней база по земельному налогу всегда были бы неокончательными. Оспариваемая норма призвана сбалансировать интересы публичных властей и налогоплательщиков. Но если бы муниципалитеты могли оспаривать любое решение по определению кадастровой стоимости, это соотношение было бы нарушено. Поэтому в качестве общего правила, гарантирующего интересы граждан и юридических лиц, спорное положение не противоречит Конституции, считает КС.
Вместе с тем, многократное снижение стоимости участка может уменьшить налоговые доходы муниципалитета. Оспариваемую норму КС признал не соответствующей Конституции в той мере, в которой она не дает местным властям обратиться в суд в таких случаях. У органа МСУ в такой ситуации есть интерес по оспариванию решения комиссии, а исключение возможности обратиться в суд несоразмерно ограничивает права муниципалитетов. Законодателю КС предписал внести в Закон соответствующие изменения.
КС также отметил, что оспариваемая норма не дает муниципалитету возможности полноценно обосновать свою позицию перед комиссией. В частности, Закон об оценочной деятельности предусматривает, что комиссия рассматривает заявления о пересмотре кадастровой стоимости в течение месяца. Однако в нем нет положений, разрешающих, например, продление этого срока для того, чтобы орган МСУ представил свои документы в комиссию.
Вопрос о праве муниципалитетов оспаривать оценку земель в частной собственности рассматривал в феврале 2014 года Высший арбитражный суд (ВАС). Тогда администрация Красноярска не согласилась с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земли под Красноярским алюминиевым заводом. Власти региона оценили участок в 4,5 млрд руб., а комиссия снизила стоимость до 1,066 млрд руб. Суды властям Красноярска отказали, сославшись на отсутствие права оспаривать решение комиссии и на соблюдение ею всех процедурных требований. Однако ВАС отправил дело на новое рассмотрение, фактически согласившись с тем, что муниципальное образование имеет интерес в рассмотрении таких споров (см. здесь).
Источник: https://zakon.ru