8-800-333-87-38
Бесплатно по РоссииУВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В Минэкономразвития России 05 февраля 2015 г. прошло очередное заседание членов рабочей группы по разработке изменений в текст ФСО № 1–3, в котором приняли участие представители Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков».
Представители Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков», объединяющей на сегодняшний день половину всех саморегулируемых организаций оценщиков, представили консолидированную позицию о необходимых поправках в текст ФСО № 1–3, направленных на регламентацию деятельности профессиональных оценщиков.
Одну из центральных дискуссий на заседании рабочей группы вызвали дебаты относительно необходимости включения в текст федеральных стандартов оценки нового понятия – «электронный паспорт отчета об оценке». В частности в текст ФСО № 1 и ФСО № 3 отдельными членами рабочей группы предлагается внести поправки, согласно которым состав и объем информации, необходимый для включения в электронный паспорт отчета об оценке, определяются по согласованию с заказчиком оценки в задании на оценку. Электронный паспорт отчета об оценке предоставляется в виде файла формата XML, созданного с использованием XML-схем, предоставленных заказчиком оценки.
По мнению Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» принятие указанных поправок резко изменяет баланс отношений между профессиональными оценщиками и заказчиками их услуг, а также узаконивает абсолютно новый формат оценочной деятельности в интересах исключительно банковского сегмента потребителей оценочных услуг. Не случайно именно представители банков, вошедшие в состав рабочей группы, внесли предложение о введении этой позиции в ключевой федеральный стандарт оценки.
Однако отдельных участников рабочей группы не смутил тот факт, что «электронный паспорт к отчету об оценке» (ЭПО) по определению не может быть составной частью какого-либо стандарта, так как является предметом рассмотрения и результатом договорных отношений заказчика и исполнителя отчета об оценке. При этом разработчики стандарта, включив в итоговую редакцию стандарта понятие «электронный паспорт отчета об оценке», не приняли во внимание факт отсутствия данного понятия в Федеральном законе от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», что говорит об отсутствии правовой основы включения данного понятия в ФСО № 3.
Считаем, что произошла содержательная подмена двух понятий – «отчет об оценке в форме электронного документа» и «электронный паспорт к отчету об оценке (ЭПО)». Предложенная рабочей группой трактовка содержания термина «электронный паспорт к отчету об оценке» перечисляет, но не ограничивает явным образом объем сведений, подлежащих обязательному включению оценщиком в этот документ. Это дает заказчику возможность и право требовать от оценщика переноса в ЭПО всей информации из отчета об оценке. Более того, поскольку полномочия по определению структуры ЭПО передаются с уровня регулятора на уровень заказчика оценочных услуг, неизбежной представляется ситуация, при которой каждый потребитель будет формировать свой собственный формат ЭПО, а каждый оценщик будет обязан выполнять эти неунифицированные требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, Ассоциация «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков», членом которой является НП СРО «СВОД», настаивает на исключении из текста о ФСО № 1 и ФСО № 3 понятия «электронный паспорт к отчету об оценке», поскольку данный документ не имеет четко прописанной единообразной структуры, правовых границ, области применения и целевых отраслевых смыслов и является результатом договорных взаимоотношений заказчика и исполнителя отчета об оценке. Более того, сам термин «электронный паспорт к отчету об оценке» в Федеральном законе от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отсутствует, и по этой причине включение этого термина в ФСО № 3 не основано на требованиях законодательства.
Письмо Министру экономического развития РФ г-ну Улюкаеву А.В.