Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

О новом налоге на недвижимость рассказал Министр Правительства Москвы М.Г. Решетников.

О новом налоге на недвижимость в интервью ведущему "Коммерсантъ FM" Петру Косенко рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента экономической политики и развития Максим Решетников.

Максим Решетников: "6 октября президентом РФ были приняты поправки в налоговый кодекс, которые дают регионам возможность перейти к иной системе налогообложения недвижимости. О чем идет речь?

Надо немного начать с истории: дело в том, что система налогообложения имущества физических лиц на сегодняшний день — одна из, наверное, самых старых систем. Соответствующий закон были принят еще в 1991 году, за два года до принятия Конституции, и, конечно, закон за это время устарел и экономически, и социально.

В основе действующего закона — он еще действует на сегодняшний момент — лежит такое понятие, как "инвентаризационная стоимость имущества". Оно, скорее, из советской социалистической экономики, когда под инвентаризационной стоимостью понималась стоимость кирпичей, из которых построено здание, причем с учетом их износа. В результате у нас, конечно, в городе сложилась очень странная картина как самого понятия стоимости, так и тех налогов, которые приходилось платить, потому что в результате у нас жители окраин платили налогов в десятки раз больше, чем аналогичные по параметрам объекты, но расположенные в центре города".

"Сталинские" дома имеют практически нулевую или близкую к этому инвентаризационную стоимость, в то время как дома в Южном Бутово, относительно новые, что там – десять лет, меньше даже прошло, у них достаточно высокая инвентаризационная стоимость. Более того, наша шкала ставок, предусмотренная законом, в том числе, федеральным, предполагала, что, чем меньше инвентаризационная стоимость, тем ниже ставка. В результате, эти "сталинские" квартиры зачастую подпадали под налогообложение со ставкой 0,1%, а новостройки в Южном Бутово облагали по ставке 0,75%, большие квартиры — 0,6-0,75%. В результате в совокупности это создавало такие перекосы в налоговой нагрузке, которые мы видели".

"Мы исходим из того, что и по некой экономической логике и из социальной справедливости картина должна быть иная. Если образно представить, то система налогообложения, которая действовала, скорее напоминала тарелку, когда по краям города ближе к МКАДу налогообложение было высоким, в то время, как в центре налогообложение было крайне низким.

Новая система, которая основана уже на кадастровой оценке недвижимости, а что такое кадастровая оценка, — это рыночная оценка недвижимости по форме — приводит к тому, что налогообложение в городе будет напоминать колокол.

 Высокий уровень налоговой нагрузки будет складываться в центре города, в то время как в периферийных районах, в районе МКАДа, уровень налоговой нагрузки существенно не изменится".

"Сейчас механизм кадастровой оценки недвижимости в городе существует, более того, он работает уже более двух лет. Эта методика отработана на кадастровой оценке земельных участков, которые еще большую историю имеют. На сегодняшний момент кадастровая стоимость жилья отражает те реальные рыночные цены, которые в городе складываются. Конечно, кадастровая стоимость жилья в Крылатском существенно выше, нежели в Люблино или каких-то еще районах, которые ближе к МКАДу.

Более того, сразу надо сказать, может быть, что кадастровая стоимость не просто на рыночном уровне. Она специально на уровне 15-20% ниже рынка устанавливается ".

"Анализируются рыночные сделки, которые идут в том или ином кадастровом квартале. Единицей измерения является кадастровый квартал, который, как правило, охватывает несколько таких реальных кварталов городских. А дальше вступает в силу методика, которая учитывает несколько параметров. Это: удаленность от центра, от метро, год постройки, материалы стен и так далее — ряд таких параметров, которые приводят к некой оценке конкретной квартиры, при этом, как и любая методика массовой оценки, она имеет определенные допуски. Она никогда не учтет такой нюанс: на первом этаже или на последнем, или на пятом этаже находится квартира, или куда выходят окна — на магистраль или в парк. Или наличие или отсутствие ремонта. Более того, вообще наличие-отсутствие ремонта, как и другие параметры использования жилья, традиционно при массовых оценках недвижимости, при кадастровых оценках жилья, они, конечно, не учитываются, потому что надо понимать, что учесть это не совсем возможно".

"Что касается налогового калькулятора: действительно, мы сейчас ведем такую разработку, прототипы уже есть, мы этим занимаемся уже три недели. Думаю, что после праздников мы уже на сайте департамента такой калькулятор разместим, и при помощи него все москвичи смогут посмотреть действительно, как изменится налог по их конкретной квартире".

"Основным элементом этого закона является сохранение всех без исключения льгот, какие существовали, существуют и будут существовать. Так вот, одна из самых больших категорий льготников — это пенсионеры, вне зависимости от оснований, по каким им начисляется пенсия. Будь то пенсионеры по возрасту или другая категория льготников-пенсионеров у нас существуют — вне зависимости от этих обстоятельств пенсионеры не платили и не будут платить за квартиру".

"Квартиры относительно небольшие, кадастровой стоимостью до 10 млн руб., для них будет ставка установлена 0,1%, при том, что предел, который установлен Налоговым кодексом, составляет 0,3%. Таких квартир у нас — до 10 млн руб. — в городе насчитывается три четверти от всего объема квартир, то есть, если быть совсем точным, 77%. Еще 20% квартир — это квартиры от 10 млн руб. кадастровой стоимости до 20 млн руб.: для них будет ставка установлена 0,15%, то есть в два раза ниже предельно установленной, это еще 20%. Для квартир стоимостью от 20 млн руб. до 50 млн руб. — это у нас еще порядка чуть больше 3,5%, по-моему, 3,7%, — для них будет ставка установлена 0,2%. И, наконец, от 50 млн рублей до 300 млн рублей ставка будет предельная — 0,3%, но это уже меньше 1% квартир.

На самом деле существенный рост налоговой нагрузки такой ощутимой как раз будет в категории от 20 млн руб. кадастровой стоимости до 300 млн рублей — массовый сегмент. Наконец, почему эта цифра — 300 млн руб. — потому что Налоговым кодексом предусмотрено, что объекты стоимостью свыше 300 млн руб. облагаются по ставке 2%, это такой элемент налога на роскошь. У нас таких объектов не очень много — порядка 200 мы сейчас в городе насчитываем, но там, конечно, будет очень большой рост налоговой нагрузки, потому что сейчас, как правило, за эти объекты платится по-минимуму.

Но мы понимаем, что те, кто владеет такими объектами, они-то уж точно в состоянии заплатить и такой уровень налога".

Максим Решетников: "В Налоговом кодексе зафиксирована такая инновация, которая, кстати, тоже применена впервые, как очень длительный переходный период к новой модели налогообложения. О чем идет речь?

О том, что те ставки, которые я назвал, и те правила расчета налога, который предстоит уплачивать: надо понимать, что это та сумма, которую нам придется платить в 2020 году по итогам 2019 года. До этого происходит переходный период, когда постепенно мы переходим от той суммы налога, которую мы платим сейчас, к той сумме налога, которую нам придется платить в будущем".

"В 2016 году мы как раз первый раз заплатим налог по новым правилам, который будет состоять, по сути, из старого налога и на 1/5 из нового налога. Переходный период очень длительный, для того, чтобы максимально сгладить весь этот переход".

"Целевой клиент этого налога — это люди, которые обладают достаточно крупной недвижимостью в городе, и, главное, достаточно дорогой недвижимостью. В первую очередь в Центральном округе — там, где недвижимость наиболее дорогая. Именно этим, по нашим оценкам, максимум 5-6% москвичей, придется достаточно ощутимый рост налоговой нагрузки".

"Мы находимся где-то в середине группы с самими низкими ставками налогообложения имущества физических лиц, то есть вот если брать другие мировые города, то, конечно, уровень налогообложения имущественного в том же там Лондоне, Париже, Берлине и так далее, он существенно выше тех уровней, на которые мы выйдем к 2020 году".

"Москва, к сожалению, во многом стала площадкой для инвестиций, а не местом для жизни. И этот налог как раз призван вернуть все эти активы, которые можно было просто держать и ничего не платить, в сферу обращения. Потому что держать их просто так не получится, придется нести издержки — надо будет платить налоги. Но, соответственно, любой нормальный инвестор будет понимать, что, поскольку альтернативные издержки высоки, и налоги придется платить, то имущество нельзя просто так держать, надо его использовать. В конечном итоге все-таки вырастет и предложение на рынке жилья, и, более того, те, кто планирует покупать это все в расчете на инвестиции, на то, чтобы просто сохранить деньги, дождаться лучших времен, тоже будут понимать, что придется платить налог.

Соответственно, может, где-то спрос снизится, и в конечном итоге мы с экономической точки зрения сильно рассчитываем, что этот налог окажет сдерживающее воздействие в том числе и на цены на недвижимость".

Петр Косенко: Не секрет, что очень много сделок заключается с заниженной суммой, причем, это сделки как прямые, так и ипотечные, когда у нас в договоре купли-продажи пишется 999 тыс. руб. Это не облагается налогом. Соответственно, понятно, и продавец, и покупатель берут на себя определенные риски, тем не менее, это позволяет людям не платить налоги при совершении сделки купли-продажи, соответственно, эта сделка идет именно по этой цене, отображается в базе данных, в том числе и Регпалаты. Вот с этим что делать?

Максим Решетников: "Знаете, это другой вопрос, который нас тоже крайне сильно волнует, потому что, приведу статистику, 13% вообще всех сделок идет по сумме 1 млн руб., то есть по нижней планке, которая, в общем, не предполагает уплату каких бы то ни было налогов, а в целом у нас ниже уровня 80% кадастровой стоимости, которая, подчеркну, сама по себе у нас на 20% еще ниже рыночной, так вот ниже этой планки у нас в городе идет две трети всех сделок".

Максим Решетников: "Примерно 18 млрд в год мы тратим на текущий ремонт дорог, еще примерно такая же цифра у нас уходит на содержание дорог, я имею в виду: очистка, техника, уборка снега и так далее. Более того, в последнее время мы осуществляем достаточно большие закупки дорожной техники, она у нас идет как финансирование по отдельному направлению, там идут лизинговые платежи в размере порядка тоже 12 млрд рублей в год. Мы на весь город, правда, не только на дороги, но еще и на ГБУ "Жилищник", на облуживание нашего жилого фонда закупаем технику, там в комплексе идет обслуживание. Это что касается текущих расходов.

На самом деле это не все текущие расходы: есть отдельные расходы, связанные с разметкой, с поддержанием озелененных территорий — то, что вдоль дорог идет, там достаточно большой комплекс. Но, в целом, наверное, получается на эти 17 млрд мы 40-45 млрд тратим по текущим только направлениям. Но если брать стройку, то у нас строительный бюджет по дорогам от 90 млрд руб. до 100 млрд руб. стабильно в последние годы составляет, и это еще без средств, которые нам на отдельные объекты дает федеральное правительство".

Максим Решетников о патентной системе налогообложения: "В этом году мы ожидаем получить от патентной системы больше 1 млрд руб. — 1,1 млрд руб. Для сравнения, в 2012 году мы получали 100 млн руб. от патентной системы налогообложения. Рост получается в десять раз, и в следующем году мы рассчитываем еще в 1,5 раза — чуть больше 1,5 млрд руб. — нарастить объем получаемых налогов".

"Патент — это самая выгодная система налогообложения, самая простая. Оплатил стоимость патента — и никаких вопросов ни с чьей стороны к тебе уже быть не может. Это то, что мы рассчитываем получить уже в следующем году. Но мы на этом не останавливаемся. Дело в том, что сейчас правительством Российской Федерации рассмотрен, поддержан и внесен в Государственную думу еще один проект поправок в Налоговый кодекс, они делают следующий шаг применительно к патенту.

Если у индивидуального предпринимателя нет других занятых работников, то есть никаких трудовых договоров, то есть если он работает сам, то вместе с приобретением патента он автоматически получает статус индивидуального предпринимателя. Не надо регистрироваться, то есть, есть патент, значит, статус ИП есть. Патент закончился — статус предпринимателя автоматически утрачивается".

Источник: http://depr.mos.ru

Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.