8-800-333-87-38
Бесплатно по РоссииБанковское сообщество обратилось к председателю Госдумы по финансовому рынку Наталье Бурыкиной с просьбой внести изменения в законопроект, который обязывает кредитные организации информировать Росфинмониторинг обо всех платежах в рамках сделок с недвижимостью на суммы свыше 3 млн рублей (или эквивалент в иностранной валюте). Банкиры уверены, что поправки существенно увеличат финансовую нагрузку на кредитные организации. Об этом говорится в письме Ассоциации российских банков (АРБ), направленном Бурыкиной (есть у «Известий»). Они предлагают переложить обязанность информировать Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью на Росреестр.
По действующей редакции закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга подлежат все сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн рублей. Банк, выявляя такую сделку, должен уведомить ведомство Юрия Чиханчина. Законопроект, внесенный депутатами Госдумы Владиславом Резником, Балашем Балашовым и Марселом Галимардановым 17 февраля 2014 года, уточняет порядок информирования банками финразведки в рамках сделок с недвижимостью. Согласно поправкам, контролю подлежат «расчеты, совершаемые банком по сделке с недвижимостью с переходом права собственности, если сумма сделки превышает 3 млн рублей (эквивалент в иностранной валюте)». В результате под контроль, по замыслу депутатов, теперь будут попадать все операции с недвижимостью свыше установленной законом суммы, которые проходят через банки.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующее законодательство по сути предоставляет банкам пассивную роль в осуществлении сделок с недвижимостью: кредитные организации проводят по ним расчеты, выявляют сделки с недвижимостью и однократно уведомляют о них Росфинмониторинг. Законопроект депутатов обязывает банки, помимо выявления сделок с недвижимостью, отслеживать все платежи, совершенные клиентами кредитной организации как до, так и после совершения сделок. То есть помимо информирования Росфинмониторинга о покупке-продаже жилья им предлагается брать на контроль клиентов, участвовавших в сделках с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей. В эту аудиторию попадает достаточно большое количество клиентов банков. Например, граждане — продавцы и покупатели квартир, земельных участков, коттеджей, стоимость которых превышает 3 млн рублей. Согласно логике депутатов, банки должны будут не только зафиксировать факт совершения сделки и уведомить Росфинмониторинг, но и проанализировать, какие операции до и после совершения купли-продажи осуществляли клиенты.
Cтоит отметить, что число сделок с недвижимостью, в том числе свыше 3 млн рублей, стабильно увеличивается (отдельной статистике по сделкам от 3 млн рублей нет, но, по словам экспертов, они занимают около 60% всех сделок, по Москве — больше 90%). За три квартала 2013 года Росреестр зарегистрировал более 7,9 млн прав на жилые помещения. Это на 17% больше, чем за аналогичный период 2012 года. С января по сентябрь (последние данные Росреестра) в России были зарегистрированы более 18,5 млн прав, сделок, ограничений и обременений на недвижимость. С января по сентябрь 2013-го количество зарегистрированных прав на земельные участки увеличилось на 5%. По данным Росреестра, количество прав на жилье, приобретенное при помощи ипотеки, также выросло. За январь–сентябрь этого года было зарегистрировано 897,5 тыс. прав на ипотечное жилье (против 870 тыс. прав годом ранее).
В АРБ указывают, что в случае принятия законопроекта существенно вырастет нагрузка на кредитные организации. Более того, АРБ считает, что информация о сделках с недвижимостью должна передаваться в Росфинмониторинг не банками, которые имеют к этому опосредованное отношение, а Росреестром. Как указывает АРБ, у ведомства есть соглашение об информационном взаимодействии с Росфинмониторингом. Поэтому АРБ предлагает снять с банков обязанность по информированию Росфинмониторинга о дорогих» сделках с недвижимостью, возложив соответствующую функцию на Росреестр.
Как сообщили «Известиям» в комитете Госдумы по финансовому рынку, законопроект Резника, Балашова и Галимарданова рекомендован к рассмотрению. Замечания будут собираться до 11 апреля 2014 года, указали в комитете. Председатель комитета Наталья Бурыкина указала, что банки не должны заваливать Росфинмониторинг сообщениями о «дорогих» сделках. По ее мнению, ЦБ должен выпустить подзаконный акт, который бы разрешил ситуацию. В Центробанке не комментируют рабочие документы.
Эксперты, опрошенные «Известиями», поддерживают позицию АРБ.
— В случае покупки-продажи недвижимости банки не являются одной из сторон сделки и выполняют по сути обычную посредническую функцию по переводу денег, — поясняет начальник службы финмониторинга СМП-банка Инга Тумасьева. — Поэтому если контролирующему органу действительно нужна информация об изменении собственника, то здесь Росреестр — идеальный поставщик информации. К тому же стоит учитывать, что нередко банки при проведении таких сделок не обладают всей полнотой информации, поэтому от них могут поступать и искаженные данные.
Партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов считает, что предлагаемые изменения как минимум в 2–3 раза увеличат нагрузку на кредитные организации. Вырастут издержки, поскольку для обеспечения бесперебойной деятельности банкам понадобятся новые сотрудники. Возлагаемая на банки функция контроля, говорит эксперт, не является их непосредственной обязанностью и не отвечает прямому назначению их деятельности, поэтому не должна усложнять работу или препятствовать нормальному ее исполнению.
Эксперт проекта «Общественная Дума» Антон Соничев указал на необходимость усиления контроля за сделками с недвижимостью, поскольку многие их участники научились обходить существующие преграды с помощью различных серых схем.
— Однако будет эффективнее нужную информацию получать не от банков, а непосредственно от Росреестра. Эта организация обладает значительно большим объемом данных, чем кредитные компании. В этой связи прямое взаимодействие Росфинмониторинга и Росреестра будет более плодотворным, — говорит Антон Соничев.
По мнению начальника аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчего, кредитные учреждения не должны выполнять не присущие им полицейские функции на финансовом рынке, а доносы на клиентов не будут способствовать повышению репутации российских банков.
— Для отслеживания криминальных финансовых операций существуют специальные государственные структуры, в первую очередь Росфинмониторинг, — указывает Осадчий. — Кроме того, предоставление дополнительной информации потребует от банков дополнительных расходов на ее обработку, что приведет к росту стоимости банковских услуг для клиентов.
Источник: Известия