8-800-333-87-38
Бесплатно по РоссииНа Среднем Урале началась массовая оценка земель промышленности. Право на проведение оценочных работ по итогам аукциона, начальная стоимость которого составляла 6 млн 200 тысяч рублей, получило ООО «Первая Оценочная Компания», предложившее выполнить работу всего за 900 тысяч рублей. Провести оценку победитель должен до середины декабря. Конкуренты обвиняют компанию в демпинге и ставят под сомнение качество предстоящих работ. Юристы прогнозируют бум судебных исков, связанных с оспариванием стоимости земли, как это произошло по итогам кадастровой оценки земель населенных пунктов.
По условиям госконтракта МУГИСО, к середине декабря на Среднем Урале должна быть проведена кадастровая оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности (земли данной категории находятся за чертой населенных пунктов).
За полтора месяца, отведенные на выполнение работы (итоги аукциона были подведены в конце октября) победитель должен собрать информацию об объектах оценки, построить и обосновать модель оценки и рассчитать кадастровую стоимость земельных участков. Кроме того, необходимо провести сравнение актуализированной кадастровой стоимости со стоимостью, полученной в предыдущем туре оценки и проанализировать прогнозируемый земельный налог по муниципалитетам (по ставкам, утвержденным в муниципальных образованиях) и в разрезе наиболее крупных плательщиков земельного налога.
Стоит пояснить, что оценка выполняется по шести группам. Первая: участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки; земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, взлетно-посадочных полос; земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и хранилищ радиоактивных отходов. Вторая группа: земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. Третья группа включает в себя землю под объектами дорожного сервиса, размещенными вдоль автодорог. Четвертая группа: земельные участки для разработки полезных ископаемых организациями горнодобывающей и нефтегазовой промышленности; земля железнодорожных путей. Пятая группа – участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, земля под автовокзалами и речными портами. И последняя группа – земельные участки для нужд вооруженных сил.
Максимальная цена на выполнение этих работ составляла 6 млн 200 тыс. рублей из бюджета Свердловской области. К электронному аукциону были допущены пять компаний: ООО «Группа комплексных решений» (предложило цену в 3 млн 396 тыс. рублей), ООО «УралИНКО-Оценка» (2 млн 887 тыс. рублей), ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (2 млн рублей), ООО «АФК-Аудит» (968 тыс. рублей) и ООО «Первая Оценочная Компания», которое в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ предложило минимальную цену (900 тыс. рублей) и победило.
Директор «Первой Оценочной Компании» (ПОК, входит в московскую СРО оценщиков «АРМО») Илья Лопаницын сообщил «НЭП», что компания имеет филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Челябинске, Перми, а на местном рынке присутствует не менее трех лет.
«Нас привлекали на основании субподряда, самостоятельно мы такую работу еще не делали. Мы сработаем практически в убыток. Почему цена такая? Потому что нужно что-то показывать в опыте выполненных работ. Так многие делают, а потом идут на конкурсы «Лукойла», «Газпрома». Проблема в том, что в подобных аукционах по всем регионам побеждают «федералы». Конкурировать с ними очень сложно – у них есть средства для предоставления обеспечения. Нам очень нужно было победить – поэтому мы понизили цену», – сказал г-н Лопаницын. При этом он отказался оценить объем возможного убытка.
Конкуренты ПОК смотрят на ситуацию иначе. Явно заниженная цена работ заставляет их сомневаться в том, что оценка будет проведена надлежащим образом. Заместитель директора «УралИНКО-Оценка» Ольга Кольцына говорит, что сроки очень сжаты (в стандартной ситуации на массовую оценку земли требуется не менее трех-четырех месяцев), поэтому нужно иметь хороший штат экспертов, чтобы успеть сделать работу за месяц.
Насколько «Первая Оценочная Компания» квалифицирована для выполнения работы подобного рода г-жа Кольцына затрудняется ответить, поясняя, что участники регионального оценочного рынка о данном профучастнике ничего не знают. Поэтому, говорит Ольга Кольцына, гарантий, что кадастровая оценка будет выполнена корректно, а ее качество будет соответствовать требованиям заказчика – нет. Кроме того, эксперт напоминает, что по условиям конкурса в стоимость входит проведение экспертизы работы. По словам представителя НП «Экспертный совет» Любови Бондаревой, стоимость такой экспертизы составляет не менее 450 тыс. рублей. То есть, в данном случае получается, что половина госконтракта ПОК уйдет на оплату экспертизы.
Глава свердловского регионального отделения общественной организации ОПОРА России, депутат свердловского Заксобрания Евгений Артюх считает, что демпинг в аукционах по отбору оценщика чреват повторением ситуации с государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов (к ним принадлежит 90% участков в Свердловской области – прим. «НЭП») 2007 и 2010 годов. Напомним, тогда ГКОЗ стала предметом «бунта» бизнеса: резкий рост ставок налога и аренды повлек снижение инвестиционного спроса и бум судебных разбирательств по оспариванию стоимости земли. В прошлом году в Земельный кодекс были внесены поправки, позволяющие арендаторам и владельцам при расчете налога брать за основу рыночную стоимость объекта. Сейчас в свердловском арбитраже формируется положительная практика – ходатайства предпринимателей, оспаривающих кадастровую стоимость земли, удовлетворяются в большинстве случаев.
«Очень велик риск, что в данном случае мы можем получить такую же «кабинетную оценку» – достаточно поверхностную, подготовленную в результате введения в базу каких-то данных, без учета местной специфики. В условиях сжатого временного ресурса этот риск возрастает. К сожалению, часто дешевая оценка – синоним некачественной оценки. В результате мы получаем конфликтную ситуацию: вместо того, чтобы заниматься бизнесом и наращивать валовый продукт, компания будет отвлекать ресурсы на судебные тяжбы и заниматься чем угодно, кроме того, чем должна», – считает Артюх.
Проблему косвенно признают и областные власти. «Хочу заметить, что встречаются независимые оценщики, которые не могут адекватно оценить имущество. Даже до абсурда доходит – иногда оценочная организация приходит к нам и заявляет о готовности оценивать землю (допустим 3 гектара) за три тысячи рублей. И мы понимаем – это абсурдно, их заключение не будет эффективным», – заявлял ранее «НЭП» глава МУГИСО Алексей Пьянков.
Однако до тех пор, пока основным критерием для победителей торгов будет являться низкая цена (согласно закону № 94-ФЗ), качество покупаемых по госконтрактам услуг, товаров, работ будет страдать. На федеральном уровне по этому поводу уже давно идет дискуссия, но она до сих пор не вылилась в законопроект. Противники внесения изменений в закон о госзакупках (Минэкономразвития и ФАС) считают, что введение иных критериев (кроме низкой цены) повлечет за собой дополнительные административные барьеры и притормозит развитие конкуренции, что противоречит планам по вхождению России в двадцатку стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса.
Источник: http://www.nep08.ru