О ситуации в НСОД: внеочередное собрание членов НСОД состоялось 25 сентября 2012г.
25 сентября 2012 г. состоялось внеочередное собрание членов НСОД. Этому собранию предшествовали: Две рабочие встречи представителей всех СРОО, входящих в НСОД со Cтатc–секретарем – заместителем Министра экономического развития Российской Федерации Фомичевым О.В., руководителем Департамент корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации Чижовой Ю.А., 17 сентября 2012 года было проведено – заседание Комитета по защите прав и законных интересов СРОО (председатель Комитета Петровская Е.В.) и 24 сентября 2012 г. - заседание Комитета по законодательству и взаимодействию с государственными органами НСОД (председатель Комитета Палочкин Е.В.).
На рабочих встречах в Минэкономразвития было однозначно сказано представителям всех СРОО о недопустимости сложившейся ситуации и о готовности Минэкономразвития к исключению НСОД из процесса аттестации экспертов.
На прошедших в Минэкономразвития встречах представителями был представлен план действий, направленный на урегулирование сложившейся ситуации в НСОД и возможность осуществления НСОД установленных функций в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Было предложено последовательно внести изменения в устав НСОД, сформировать исполнительный орган и избрать исполнительного директора, сформировать коллегиальный орган управления и аттестационную комиссию. Указанные действия, по мнению регулятора, позволяют решить поставленные задачи в рамках существующего правового поля. Вместе с тем СРОО было предложено продумать комплекс мер и механизмов, направленных на защиту и учет интересов всех членов НСОД.
Однако эта позиция вызвала резко негативное отношение представителей трех СРОО (Экспертный совет, АРМО и Сибирь).
На состоявшемся 24 сентября заседании Комитета по законодательству и взаимодействию с государственными органами (председатель Палочкин Е.В.) в принципе наметилась тенденция по нормализации ситуации и подготовке консолидированной позиции по изменению устава НСОД, а именно:
- по ключевым вопросам, входящим в компетенцию Собрания НСОД, решения принимаются при условии, что за них проголосуют не менее 2/3 членов НСОД, объединяющих в своем составе не менее 50% участников рынка, по остальным вопросам более половины членов НСОД, объединяющих в своем составе не менее 50% участников рынка.
- ряд содержательных вопросов было предложено отнести к компетенции Совета НСОД в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Было также предложено сформировать коллегиальный исполнительный орган НСОД в составе существующих двух сотрудников исполнительной дирекции и избрать исполнительным директором действующего исполняющего обязанности Гревцова Ю.Н. до 1 июля 2013 г. для целей формирования аттестационной комиссии. Кроме того, было предложено сформировать комиссию НСОД по проведению конкурса по выбору исполнительного директора после 1 июля 2013 г.
Альтернативные предложения, поступившие от АРМО и Экспертного совета, касались внесения в Устав изменений, фактически уже и так отраженных в целом ряде нормативных требований по раскрытию информации СРОО, а также несколько декларативных положений.
Решением Комитета, поддержанном также СРОО ОПЭО и ДСО, все члены НСОД на собрании 25.09.2012г. должны были дать свои предложения в устав, направленные на защиту интересов всех СРОО при изменении порядка голосования на собраниях НСОД. Такие предложения поступили от шести СРОО (РОО, СМАОс, НКСО, Кадастр–оценка, МСО, СПО) и касались соблюдения принципов представительности и учета мнения всех членов НСОД при формировании комитетов, комиссий и рабочих органов НСОД, а также принципов распределения членских взносов пропорционально представительству в коллегиальном органе управления.
Решения по вынесенным на собрание 25.09.2012г. ключевым вопросам изменения Устава НСОД и выборам исполнительного директора НСОД до 1 июля 2013 года приняты этим собранием не были.
Неконструктивная позиция СРОО «Экспертный совет», АРМО и «Сибирь», фактически отказ от рассмотрения этих вопросов, не позволяет осуществлять НСОД свои основные функции, в том числе и в части подготовки к аттестации.
Ратуя на словах за гласность, информационную открытость, прозрачность в деятельности НСОД и повышение качества работы оценщиков, действия представителей этих трех СРОО, фактически полностью парализовали работу НСОД.
Сегодня мы наблюдаем полное повторение «сценария», который начал реализовываться по инициативе в первую очередь представителей этих трех СРОО с 25 января 2012 г. Эти действия уже получили свою правовую оценку как незаконные.
Для того, чтобы обеспечивать информационную прозрачность и открытость, организация сначала должна просто работать, а вот наличие работоспособного и полноценного НСОД, видимо, как раз и не нужно руководителям этих СРОО.
Конфликт в НСОД возник не между «большими» и «маленькими» СРОО, как это пытаются представить, а между теми, кто считал и считает, что какими бы не были благие цели, средства их достижения должны быть всегда законными, и теми, для кого цель оправдывает средства.
Предложения принять решения в строгом соответствии с требованиями законодательства блокируются представителями этих СРОО, вместе с тем предлагаются какие-то «схемы» с не избранием руководителя исполнительного органа и формированием аттестационной комиссии неправомочным органом. Представители этих СРОО предлагают Минэкономразвития изменить свои приказы, только для того, чтобы реализовать свои предложения. При этом никакого конструктивного диалога, кроме полного отрицания всех содержательных предложений, подготавливаемых большинством СРОО, не ведется.
Демагогия, «забалтывание» вопросов, торпедирование всеми возможными способами любых конструктивных действий, манипулирование общественным мнением, все это фактически и привело к полной парализации работы НСОД.
Кроме того, непрекращающееся негативное и одностороннее, а часто и ложное публичное распространение информации приводит к нарастающей дискредитации всего оценочного сообщества.
Свидетельством этого явилось и последние собрание членов НСОД 25 сентября 2012 г. Так и не принятые на нем решения могут привести к существенным поправкам законодательства об оценке. Сообщество еще никогда не было так близко к потере профессии.
Исходя из сложившейся ситуации, представители шести СРОО рассматривают необходимость проведения внеочередного собрания НСОД с повесткой дня об исключении из состава НСОД СРОО «Экспертный совет», АРМО и «Сибирь».
Мы обращаемся в первую очередь к членам этих СРОО, и заявляем, что эта мера является вынужденной, она не направлена против профессиональной деятельности членов этих СРОО, а связана с неконструктивной позицией их руководителей.
В соответствии с законодательством члены всех СРОО, не зависимо от их участия в НСОД, имеют равные права по закону, включая право на сдачу единого квалификационного экзамена. Таким образом, данная мера не отразится на статусе членов СРО, как участников профессионального рынка.
Мы все выступаем за информационную открытость и прозрачность в деятельности НСОД, но рассматриваем это не как лозунги, прикрывающие совсем иные цели, а как действенный современный механизм управления при условии, что организация выполняет свои основные функции в строгом соответствии с законодательством.
Мы считаем, что применение данной вынужденной меры к трем СРОО будет правильно воспринято оценочной сообществом, органами государственного регулирования, потребителями наших услуг.
Процесс исключения СРОО должен быть проведен в полном соответствии, и с соблюдением всех правовых процедур.
Обновленный НСОД сможет, наконец, выполнить возложенные на него функции, в том числе по разработке стандартов, и обеспечит все необходимые мероприятия по проведению аттестации экспертов к 1 июля 2013 г.