Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

Оценка физического износа. Метод экспертизы физического состояния объекта

При оценке стоимости машин и оборудования оценщик обязательно должен учитывать степень их износа, так как это существенно влияет на стоимость. Обычно износ оборудования (прежде всего, физический) приводит к ухудшению технических показателей, что и отражается на его стоимости.

Физический износ представляет собой естественный процесс ухудшения характеристик оборудования во время его эксплуатации под воздействием многих факторов: трение, коррозия, старение материалов, вибрация, качество обслуживания и другие. Возрастание физического износа приводит к увеличению вероятности аварийных отказов оборудования, ведет к уменьшению остаточного срока службы всего комплекта оборудования или некоторых его узлов и деталей.

Существуют пять методов оценки физического износа оборудования и транспортных средств:

  1. метод экспертизы физического состояния объекта;
  2. экспертно-аналитический метод;
  3. метод эффективного возраста;
  4. метод средневзвешенного хронологического возраста;
  5. метод ухудшения главного параметра.

В данной статье мы рассмотрим только один из них — метод экспертизы физического состояния объекта. Он заключается в сопоставлении объекта одному из описаний его технического состояния, в которых этот объект (станок, автомобиль, трактор) может оказаться в результате износа. Обычно это таблицы, экспертные шкалы, в которых расписаны различные состояния и стадии износа объектов оценки, с указанием коэффициентов физического износа.

Оценщик, как правило, в состоянии применить этот метод только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа машин и оборудования он может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации данного оборудования (независимых экспертов).

Чтобы получить наиболее точный коэффициент физического износа, можно привлечь к оценке износа оборудования нескольких экспертов, особенно, если приходится выбирать значение из достаточно широкого диапазона (например, от 50% до 75%). В этом случае рассчитывают средневзвешенное значение мнений экспертов по специальной формуле.

Ирина Вишневская, генеральный директор Berkshire Advisory Group:

— Законодательством не предусмотрена обязательность по привлечению отраслевых экспертов для оценки физического износа оборудования, однако их участие позволяет получать максимально достоверные данные о стоимости объекта оценки с учетом его текущего технического состояния.
Чем сложнее машины и оборудование (а это могут быть отдельные технологические линии, воздушные и морские суда, грузоподъемная техника и т. д.), тем большую весомость приобретает мнение отраслевых экспертов в оценке их физического износа.

Приведу такой пример. В 2016 году мы оценивали рыночную стоимость гусеничного крана с решетчатой стрелой «Liebherr LR 1750». Полное техническое освидетельствование (ТО) крана было подготовлено специализированной компанией (ООО «Либхерр-Русланд»). Результаты ТО - кран технически исправен, разрешается дальнейшая эксплуатация. Срок службы оборудования составил 15 лет. Расчет физического износа крана был осуществлен модернизированным методом срока жизни. Полученный результат сопоставлен с данными шкалы укрупненной оценки технического состояния машин и оборудования. Привлечение специализированной компании позволило повысить точность расчета физического износа оборудования а, значит, и точность итоговой оценки.

Сергей Якунин, эксперт-техник, практикующий оценщик, старший преподаватель кафедры «Автомобильного транспорта» Оренбургского гос. университета:

- Есть технически несложные случаи, когда оценщик и сам может оценить износ. Но в большинстве случаев он должен привлекать экспертов, причем именно профильных экспертов по конкретному виду оборудования. Например, если он оценивает стоимость восстановительного ремонта автомобиля, то он должен обращаться к эксперту-технику или судебному эксперту, которые грамотно составят акт осмотра автомобиля, чтобы на основе этого документа оценщик мог рассчитать корректную калькуляцию.

Что касается привлечения нескольких экспертов, это возможно в следующих ситуациях. Если случился пожар и оценщику нужно оценить ущерб, причиненный зданию (или квартире), то здесь требуются: во-первых, эксперт-строитель, и, во-вторых, эксперт-пожарный. Если сгорел автомобиль — соответственно, нужны автотехник и эксперт по пожарно-технической экспертизе. Эти два эксперта составляют акт осмотра, глядя в который, оценщик использует их выводы о природе получения повреждений и степени этих повреждений. А также очень важно указать в отчете, что делать с поврежденным элементом — ремонтировать или менять. У оценщика есть возможность на основе технически грамотно составленного акта осмотра составить корректную калькуляцию. К оценке износа оборудования применяется тот же принцип.

- В каких случаях весомость мнений экспертов будет разной?

- Я противник такого подхода. Грамотная позиция оценщика, которой я учу своих студентов: используйте знания экспертов до той поры, пока они не дадут вам технических данных, на основе которых вы сможете сами составить отчет об оценке. Если у нас объект однообразный (станки) или повреждения однообразные, тут достаточно одного квалифицированного эксперта, пользующегося уважением коллег. Не надо по одному автомобилю привлекать двух-трех металловедов. Экспертный подход применим в оценке нематериальных активов, оценке стоимости бизнеса. А в оценке материальных вещей, я думаю, можно обойтись и без него.

СКРЫТЫЙ ИЗНОС

- Какого рода оборудование может иметь скрытый износ (износ, который непосредственно не влияет на технические параметры оборудования, но увеличивает вероятность аварийного износа)?

Ирина Вишневская, Berkshire Advisory Group:

— Скрытый износ, в первую очередь, характерен для двигателей внутреннего сгорания и механизмов с закрытыми рабочими частями — редукторы, коробки переключения передач, подшипники качения и скольжения в двигателях, генераторах и т. д. Хотя внешне та или иная деталь, часть машин и оборудования может выглядеть целой.

Сергей Якунин:

- Если мы говорим о движимом имуществе, то подавляющее большинство транспортных средств, машин и оборудования может иметь скрытый физический износ.

- Как оценщику выявить скрытый физический износ?

Ирина Вишневская:

— Обнаружить наличие признаков скрытого износа можно только путем изучения соответствующей документации и анализа показаний приборов, контролирующих или фиксирующих продолжительность работы того или иного механизма. Специалисты оценочных компаний не обладают достаточным уровнем специальных знаний для сопоставления данных, полученных по приборам учета, с остаточным ресурсом механизма.

Сергей Якунин:

- Если следовать букве закона и оценочным стандартам, то оценщик не обязан выявлять скрытый износ, так как нет прямых указаний сделать это. Но заказчику надо говорить об этом. Что у вас такой-то станок, у него такие-то качества, и учитывая, что он проработал столько-то лет, у него может быть скрытый износ, который можно выявить только в ходе специальной товароведческой экспертизы. Которая уже ляжет в основу дальнейшей работы оценщика.

Например, возьмем автомобиль. Мы его осматриваем, завели мотор — вроде все работает. Сколько еще двигатель проработает? Этого мы не можем сказать при наружном осмотре и элементарных методах диагностики. Говорим заказчику: неизвестен ресурс двигателя. Возьмем две одинаковые машины, одна еще будет работать и работать, а вторая через какое-то время технически «умрет». Как это выявить? Если заказчик хочет и настаивает, то надо разбирать двигатель, применять метод инструментального контроля и т. д. На практике такие ситуации - большая редкость.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение технических специалистов для осмотра и оценки физического износа того или иного вида имущества необходимо, особенно, если нужно выявить скрытый износ, а также при оценке специализированного оборудования. В данном случае задача оценщика — четко определить круг вопросов, на которые должны дать ответ эксперты, оценивающие техническое состояние и степень износа оборудования. А затем эти данные помогут оценщику определить максимально достоверную стоимость объекта оценки.

Ирина Вишневская:

— Когда наша компания оценивала офисные помещения в гостинице «Украина» (собственник собирался их продавать), понадобилось провести визуальное техническое обследование этого объекта, а также существующих инженерных систем и сетей с целью определения их технического состояния и возможности бесперебойной эксплуатации. Эту работу провели специалисты «Беркшир Технолоджи» (входит в Группу компаний Berkshire Advisory Group) .

По итогам визуального технического обследования, сделанного с привлечением профильных специалистов, выяснилось что лестницы, а также системы вентиляции, канализации и водопроводы находятся в работоспособном техническом состоянии по терминологии ГОСТ Р 31937-2011. Одновременно была обнаружена необходимость детального инструментального обследования железобетонных конструкций (на предмет выявления трещин) и системы отопления (частично проложенной внутри стены), а также оконных рам.

В оценочном отчете было указано, что в части помещений необходим капитальный ремонт. Стоимость работ эксперты «Беркшир Технолоджи» оценили в 2,1 млн рублей. Кроме того, были выявлены выполненные без разрешения перепланировки части помещений с ликвидацией аварийного выхода.

Экспертное мнение специалиста, обладающего специальными знаниями в области технической экспертизы, позволило сделать результаты оценки максимально обоснованными. Для заказчика это послужило реальным механизмом при реализации имущества на торгах с минимальным количеством переторжек.


Подготовила Ксения Попова

Источник: http://www.estimatica.info

Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.