Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

Как оценить перспективы развития бизнеса?

При оценке стоимости бизнеса нельзя не учесть перспективы развития компании. Даже если топ-менеджер убеждает оценщика, что перспективы радужные, дела идут в гору и скоро «весь рынок будет наш» — это еще ничего не значит. Инструмент оценщика — факты. Откуда их в этом случае взять?

  

Андрей Панферов, основатель компании «Сингулярность», генеральный продюсер Российской Недели Маркетинга:

Андрей Панферов"При оценке перспектив развития предприятия самое главное понимать: даже если сегодня компания кажется привлекательной, ситуация может измениться. Поэтому крайне важно увидеть, каким будет предприятие в будущем,опираясь на существующие в нем и на рынке тренды.

Во-первых, стоит обратить внимание на то, когда в последний раз появлялись новые продукты. Если линейка товаров обновлялась давно — скорее всего, привлекательность предприятия в скором времени снизится.

Во-вторых, необходимо оценить ориентированность компании на продукт. Действительно ли рынку нужно то, что есть у предприятия? Или успех — лишь результат маркетинговых усилий? Например, если мы видим, что в компании совершенствованием продукта занимаются небольшое количество сотрудников, а в отделах рекламы и продаж — раздутый штат, то данный факт неизбежно влечет за собой вопросы.

В-третьих, важно обратить внимание на количество новых компетенций, которые освоили сотрудники компании за последний год. Если предприятие медленно осваивает новые технологии, опираясь, в основном, на предыдущие достижения, значит, велика вероятность, что через пару лет предприятие просто вытесняет на рынке. Если же компания умеет обретать новые компетенции, выражать свои знания в новых марках,новых способах маркетинга и новых продуктах, то оно всегда будет перспективным".  

Сергей Балакирев, директор медийного агентства AMG, член Совета Гильдии маркетологов, (г. Екатеринбург):

балакирев"Чтобы оценить, каковы у предприятия перспективы развития, нужно обратить внимание на несколько моментов:

1. Емкость рынка. 
Мы должны знать, а сколько рынок вообще может потребить такой продукции? Если предприятие работает только на Екатеринбург, оцениваем рынок Екатеринбурга. Если на всю Россию — оцениваем весь рынок.

2. Далее учитываем, сокращается ли емкость рынка или есть еще перспективы роста. 
Например, с 2010 по 2014 рынок недвижимости вырос на 240%. В этот период застройщик мог что угодно предложить рынку — условно говоря, бетонометр — и его все равно покупали, так как был бешеный спрос. Но уже в 2015 году рынок упал на 41% и сейчас зафиксировался на этом уровне. То есть потолок по емкости рынка нащупан,и в ближайшие годы емкость рынка расти не будет.

3. Оцениваем долю рынка, которую предприятие занимает.

4. Оценить, не умирает ли сам рынок.
Бывает так, что у предприятия — огромная доля рынка, но сам рынок скоро умрет, так как появился технологически новый способ удовлетворения потребности. (Например,вместо кассет появились компакт-диски). Значит, перспективы развития плохие, риск высокий.

5. Уровень конкуренции на рынке.
Бывает так, что емкость рынка еще не достигла пика, потому что потребитель пока не знает о таком способе удовлетворения своих потребностей. Например, мы строим из кирпича, а тут вдруг появляется пласт-блок - смесь пенопласта и бетона, который позволяет строить быстрее и дешевле. Но потребитель не готов переключиться на новый товар в силу инерции мышления. Вот тут-то и надо формировать культуру потребления того или иного товара.

6. Есть ли у предприятия своя ниша на рынке и как обстоят дела именно в ней.
Иногда компания не собирается занять весь рынок, а выбирает себе наиболее привлекательный сегмент и в нем работает. Разные группы людей покупают обувь с разной периодичностью. Я разделил рынок на 6 сегментов, мне не нужны все 100%, я беру себе 2 сегмента — там мои потребители. Может быть, так: в целом рынок падает,но именно в этих двух сегментах он растет. И тогда мои перспективы развития хорошие. Даже при сжимающемся рынке". 

Роман Чурилин, руководитель проекта трансформации портфельной компании фонда «Sigma Capital»:

"Оценка перспектив развития бизнеса обычно фокусируется на 6 направлениях, я более подробно рассмотрю два блока, напрямую относящиеся к основному профилю деятельности компаний.

1. Оценка перспектив компании начинается с оценки «размера пирога», то есть величины и темпов роста рынка, и возможности компании завоевать или удерживать долю этого рынка. Анализируются:

  • текущие объём,  динамика и маржинальность рынка, а также их прогноз в привязке к конкретным драйверам (например, ситуации в отраслях клиентов);
  • степень консолидации рынка и конкурентные преимущества игроков;
  • планы выхода на рынок крупных игроков из других отраслей;
  • текущая и целевая доли компании на рынке с учетом возможностей масштабирования бизнеса,продуктовой и ценовой политик конкурентов и т. д.;
  • наличие у компании конкурентного преимущества в виде эксклюзивного доступа к сырьевой базе,  развитой инфраструктуры,  патентов и т. д.;
  • наличие диверсифицированной клиентской базы или портфолио контрактов.

2. После оценки потенциала рынка в целом оценщику необходимо сделать вывод о том,насколько текущие и целевые производственные мощности компании способны удовлетворить спрос, для чего оцениваются:

  • максимальная производительность предприятия,  наличие резерва мощностей или программы их расширения;
  • себестоимость продукции,  определяющая операционную прибыльность предприятия и возможности конкурировать по цене;
  • соответствие компании требованиям рынка по качеству продукции и срокам ее поставки".

 

Оценка бизнеса. Методика Deloitte & Touche

Фактор риска Степень риска
низкая средняя высокая
Перспективы развития бизнеса
Хорошие перспективы
(1 балл)
Средние перспективы 
(на уровне межотраслевых показателей)
(2 балла)
Нет перспектив
(3 балла)

Источник: www.estimatica.info

Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.