8-800-333-87-38
Бесплатно по РоссииПри оценке стоимости бизнеса нельзя не учесть перспективы развития компании. Даже если топ-менеджер убеждает оценщика, что перспективы радужные, дела идут в гору и скоро «весь рынок будет наш» — это еще ничего не значит. Инструмент оценщика — факты. Откуда их в этом случае взять?
Андрей Панферов, основатель компании «Сингулярность», генеральный продюсер Российской Недели Маркетинга:
"При оценке перспектив развития предприятия самое главное понимать: даже если сегодня компания кажется привлекательной, ситуация может измениться. Поэтому крайне важно увидеть, каким будет предприятие в будущем,опираясь на существующие в нем и на рынке тренды.
Во-первых, стоит обратить внимание на то, когда в последний раз появлялись новые продукты. Если линейка товаров обновлялась давно — скорее всего, привлекательность предприятия в скором времени снизится.
Во-вторых, необходимо оценить ориентированность компании на продукт. Действительно ли рынку нужно то, что есть у предприятия? Или успех — лишь результат маркетинговых усилий? Например, если мы видим, что в компании совершенствованием продукта занимаются небольшое количество сотрудников, а в отделах рекламы и продаж — раздутый штат, то данный факт неизбежно влечет за собой вопросы.
В-третьих, важно обратить внимание на количество новых компетенций, которые освоили сотрудники компании за последний год. Если предприятие медленно осваивает новые технологии, опираясь, в основном, на предыдущие достижения, значит, велика вероятность, что через пару лет предприятие просто вытесняет на рынке. Если же компания умеет обретать новые компетенции, выражать свои знания в новых марках,новых способах маркетинга и новых продуктах, то оно всегда будет перспективным".
Сергей Балакирев, директор медийного агентства AMG, член Совета Гильдии маркетологов, (г. Екатеринбург):
"Чтобы оценить, каковы у предприятия перспективы развития, нужно обратить внимание на несколько моментов:
1. Емкость рынка.
Мы должны знать, а сколько рынок вообще может потребить такой продукции? Если предприятие работает только на Екатеринбург, оцениваем рынок Екатеринбурга. Если на всю Россию — оцениваем весь рынок.
2. Далее учитываем, сокращается ли емкость рынка или есть еще перспективы роста.
Например, с 2010 по 2014 рынок недвижимости вырос на 240%. В этот период застройщик мог что угодно предложить рынку — условно говоря, бетонометр — и его все равно покупали, так как был бешеный спрос. Но уже в 2015 году рынок упал на 41% и сейчас зафиксировался на этом уровне. То есть потолок по емкости рынка нащупан,и в ближайшие годы емкость рынка расти не будет.
3. Оцениваем долю рынка, которую предприятие занимает.
4. Оценить, не умирает ли сам рынок.
Бывает так, что у предприятия — огромная доля рынка, но сам рынок скоро умрет, так как появился технологически новый способ удовлетворения потребности. (Например,вместо кассет появились компакт-диски). Значит, перспективы развития плохие, риск высокий.
5. Уровень конкуренции на рынке.
Бывает так, что емкость рынка еще не достигла пика, потому что потребитель пока не знает о таком способе удовлетворения своих потребностей. Например, мы строим из кирпича, а тут вдруг появляется пласт-блок - смесь пенопласта и бетона, который позволяет строить быстрее и дешевле. Но потребитель не готов переключиться на новый товар в силу инерции мышления. Вот тут-то и надо формировать культуру потребления того или иного товара.
6. Есть ли у предприятия своя ниша на рынке и как обстоят дела именно в ней.
Иногда компания не собирается занять весь рынок, а выбирает себе наиболее привлекательный сегмент и в нем работает. Разные группы людей покупают обувь с разной периодичностью. Я разделил рынок на 6 сегментов, мне не нужны все 100%, я беру себе 2 сегмента — там мои потребители. Может быть, так: в целом рынок падает,но именно в этих двух сегментах он растет. И тогда мои перспективы развития хорошие. Даже при сжимающемся рынке".
Роман Чурилин, руководитель проекта трансформации портфельной компании фонда «Sigma Capital»:
"Оценка перспектив развития бизнеса обычно фокусируется на 6 направлениях, я более подробно рассмотрю два блока, напрямую относящиеся к основному профилю деятельности компаний.
1. Оценка перспектив компании начинается с оценки «размера пирога», то есть величины и темпов роста рынка, и возможности компании завоевать или удерживать долю этого рынка. Анализируются:
2. После оценки потенциала рынка в целом оценщику необходимо сделать вывод о том,насколько текущие и целевые производственные мощности компании способны удовлетворить спрос, для чего оцениваются:
Оценка бизнеса. Методика Deloitte & Touche
Фактор риска | Степень риска | ||
низкая | средняя | высокая | |
Перспективы развития бизнеса |
Хорошие перспективы (1 балл) |
Средние перспективы (на уровне межотраслевых показателей) (2 балла) |
Нет перспектив (3 балла) |
Источник: www.estimatica.info