Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

Как формируется стоимость патента. Оценим затраты.

Ситуация в технологической сфере такова, что для успешного ведения бизнеса, связанного с производством, у предприятия обязательно должны быть свои технологические «ноу-хау», разработки, и желательно — запатентованные. Отсутствие патентов или нежелание их оформлять в некоторых случаях может быть расценено как странное поведение на рынке. Если у предприятия нет патентов, то собственнику будет очень трудно убедить потенциальных инвесторов в жизнеспособности своего бизнеса. Ведь свои конкурентные преимущества нужно защищать — например, запатентовать вашу уникальную технологию или программный продукт, чтобы конкуренты не могли их использовать. А иначе может случиться, что конкуренты запатентуют эту технологию первыми и вытеснят вас с рынка, что будет означать крах бизнеса.

Поэтому вопрос «зачем патентовать» сегодня не стоит, вместо него владельцы объектов интеллектуальной собственности (ИС) интересуются, какой доход может принести патент, и как оценить его стоимость.

Существуют три подхода к оценке интеллектуальной собственности: затратный, доходный и сравнительный. Как правило, чаще всего используются первые два. А вот сравнительный применяется довольно редко. Это связано с тем, что каждый объект ИС уникален, поэтому сравнивать просто не с чем. Сравнительный подход применяется, в основном, для оценки программных продуктов.

Затратный подход. Купить готовый или создать новый?

1

Виталий Шульгин, исполнительный директор инжиниринговой компании «Шульгин и партнеры»:

«Затратный подход при оценке объектов ИС основан на том, что разумный покупатель не станет платить за актив больше, чем ему потребуется для создания такого же или аналогичного актива. Применяя затратный подход, выделяют два вида стоимости, которую можно получить: стоимость восстановления (сколько стоит создать точно такой же актив) и стоимость замещения (сколько стоит создать аналог, который обеспечит такую же полезность)».

На практике это выглядит так. Допустим, вы собираетесь купить некий программный продукт или полезную модель. Чтобы оценить, сколько это может стоить, независимый оценщик определяет, какие затраты понес бы покупатель, если бы он сегодня решил сам создать такой же продукт или его аналог. То есть при затратном методе оценки патента (объекта ИС) принимают в расчет не фактические затраты разработчика, а гипотетические затраты на возмещение или восстановление.

В принципе, при затратном подходе для расчета стоимости патента данные о фактических затратах тоже используются. При этом учитываются все затраты, которые были направлены на создание объекта ИС: оплата труда работников, отчисления на социальные нужды, специальное оборудование для научных и экспериментальных работ, материалы, вычислительная техника, оргтехника, затраты на услуги сторонних организаций, накладные и прочие расходы, пошлины за государственную регистрацию объекта и поддержание его в силе.

2

 Дмитрий Шульгин, директор Центра интеллектуальной собственности при УрФУ:

«И это абсолютно логично, потому что если бы покупатель заказал кому-нибудь НИОКР создание аналогичной технологии, то научные организации тоже бы затратили деньги и на зарплату, и на оборудование, и на все остальное вплоть до картриджа в принтере. При этом важно учитывать, что у продавца уже есть готовый объект с известными свойствами. А если я закажу создать аналогичный объект, то, во-первых, еще не факт, что его создадут, а во-вторых, на это может уйти значительное время. И мы, как оценщики, это обязательно должны учесть в отчете: аналогичную технологию будут создавать 1 год и затраты на него такие-то. Но могут и не создать, если речь идет об уникальном изобретении, например. Кроме того, если оцениваемый объект запатентован, то точно такой же объект без разрешения правообладателя использовать нельзя. Поэтому нужно будет создать нечто новое, не попадающее под действие патента. Все это нужно учитывать при оценке».

Затраты на создание разных объектов ИС будут разными. То, что мы перечислили выше, справедливо, в основном, для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Другое дело такие объекты ИС, как товарные знаки или торговые марки.

Виталий Шульгин:

"При оценке товарного знака важно понимать разницу между ТЗ и брендом. Просто зарегистрированный товарный знак стоит немного, его никто не знает. А когда у товарного знака появляется элемент узнаваемости, когда он вызывает у покупателя определенные ассоциации — это уже бренд. В то, чтобы создать определенную репутацию своему бренду, вкладываются и деньги, и время".

При оценке товарного знака учитывают фактические затраты на его создание (оплата труда дизайнера, криэйтора и т. п.) и расходы на маркетинг (продвижение), которые и обеспечивают ТЗ узнаваемость.

За исключением редких случаев, одним лишь затратным подходом при оценке стоимости патента обойтись нельзя. Обязательно нужно разобраться: какой доход может генерировать патент? Чем вы рискуете, если у вас нет патента?

Источник: http://www.estimatica.info

Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.